5 Mayıs 2015 Salı

 Русская культура в 17 веке. 

(17 Yüzyıl Rus Kültürü - 17. Century Russian Culture)


17 век стал переломным в развитии русской культуры. На её развитие повлияли события, которые произошли в экономике, политике страны. Вместе с тем, расширились связи с европейскими странами, из Европы в Россию стали проникать элементы научных знаний и культуры. 


Araştırmacılara göre 17. Yüzyılda Rusya'da geç kalınmış bir rönesans yaşanıyordu.


Важным изменением в культурной жизни России в 17 веке было падение влияния церкви на духовную жизнь населения. Начался процесс «обмирщения» культуры, т.е. культура становится более светской, она отходит от религиозных канонов. 

Развитие в 17 веке городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, складывание всероссийского рынка, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами требовало развития системы образования. Стране необходимы были грамотные, образованные люди. Уже в 1698 году на учёбу в Европу была отправлена первая группа дворян.


17. Yüzyılda Rusya'da okumuş insan sayısında hızlı bir artış yaşandı. 


В течение всего 17 века росла грамотность населения. Бумага и книгопечатание постепенно вытесняют дорогой пергамент и рукописи. Шло накопление научных знаний. В 17 веке расширяется книгоиздательство, было издано около 500 наименований книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники. Но стали издаваться и азбуки, буквари, грамматики. По-прежнему были распространены и рукописные книги. Переводились и выпускались практические пособия по математике, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. В 1631 году был издан букварь Бурцева (2400 экземпляров), в 1648 году была издана грамматика Мелетия Смотрицкого. В 1682 году была издана первая таблица умножения - «Считание удобное», в 1650 году -первое учебное пособие по геометрии - «Книга сошного письма». В 1621 году стрелец Анисим Михайлов составил первое учебное пособие по военному делу. В 1696 году епископ Афанасий составил «Лечебник», в котором были описаны все известные на то время болезни и способы их лечения. Дьяк Аптекарского приказа составил «Фармакопею», в которой были описаны все известные лекарственные препараты.


Meletius Smotrytsky (Мелетій Смотрицький)
В 1631 году был издан букварь Бурцева (2400 экземпляров), в 1648 году была издана грамматика Мелетия Смотрицкого


В 1650 году -первое учебное пособие по геометрии - «Книга сошного письма».


В 1614 году в Россию из Голландии завезли первый телескоп, появляется интерес к астрономии. Постепенно, по мере накопления сведений, оставленных русскими землепроходцами, развиваются географические знания, составляются карты. С 1621 года в Посольском приказе составлялись «Куранты» - первая рукописная газета о новостях и событиях в других странах. 

В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение вв икав. В Славяно-греко-латинская Академия для подготовки духовенства и чиновников. В этой Академии учился великий русский ученый М.В. Ломоносов. Были созданы государственные школы. В Москве их было около тридцати.

В литературе 17 века черты обмирщения особенно заметны. Начали записывать произведения устного народного творчества: исторические песни, былины, заговоры. Появились новые жанры литературы - бытовая сатира («Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку" и др.), драма, поэзия. Развивается публицистика - «Сказание Авраамия Палицина»,Временник  дьяка Ивана Тимофеева» (о событиях Смутного времени). Создаются последние летописи - "Новый летописец" ( он излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени) в нём доказывалось право династии Романовых на престол. Появляются автобиографические мемуары - «Житие протопопа Аввакума», любовная лирика (Симеон Полоцкий) . После воссоединения Украины с Россией появляется первый исторический труд, содержащий краткий обзор русской и украинской истории - «Синопсис» (автор монах Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель, 1674). В 1672 году при дворе Алексея Михайловича был открыт первый русский театр.
Повесть о Ерше Ершовиче


Развивается и архитектурное строительство, элементы светскости проникают и в зодчество. Изменяется и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными. В 80-х годах 17 века сложился своеобразный «узорчатый» стиль, а также московское или «нарышкинское» барокко. Самые выдающиеся постройки этого времени - деревянный дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское (270 комнат и 3 тысячи окон); теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле («дивное узорочье»); церковь Ильи пророка в Ярославле; церковь Троицы в Никитках (Китай-город); церковь Николы в Хамовниках; Ростовский Кремль; Новодевичий монастырь в Москве; церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва); церковь Покрова в Филях. 

Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
один из ярчайших памятников -  «нарышкинское» барокко

В изобразительном искусстве 17 века наблюдается постепенное превращение иконописи в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение - «Спас Нерукотворный». В 17 веке было положено начало портретной живописи. На смену иконам появились «парсуны» (персоны) - портреты царя Алексея Михайловича, полководца Скопина-Шуйского кисти С. Ушакова. 

Так в борьбе со средневековым религиозным мировоззрением развивались новые явления в русской культуре. 



Hiç yorum yok:

Yorum Gönder